Споры о том, когда душа попадает в ад — немедленно после смерти или
после Страшного суда, — начались в раннехристианские времена, причем
особая популярность идеи «отсрочки ада» — dilatio infemi — приходится на
период 2-6 вв. (РИШАР). Впервые эта идея нашла выражение, по-видимому, у
СВ. ЮСТИНА (2 в.), который полагал, что непосредственно после смерти
души ожидает лишь некое предварительное разделение: «Души праведников
ожидают времени суда в более хорошем месте, а души нечестивых — в более
плохом» (ДИАЛОГ С ИУДЕЕМ ТРИФОНОМ, col. 487). Св. Ипполит (3 в.; ПРОТИВ
ГРЕКОВ, col. 795) полагает, что души грешников уже находятся в темноте
ада, но огненное озеро посреди ада — главное орудие наказания, — будет
пустовать вплоть до Страшного суда.
Тертуллиан также говорит об отсрочке наказания и для демонов, и для
грешников. С другой стороны, уже св. ХИЛАРИЙ (ум. 366) настаивает на
том, что души отправляются в ад немедленно; при этом, чтобы ощутить
наказание, они получают разреженные, нетвердые тела, «подобные пыли и
грязи», в которые муки и страдания будут входить так же легко, «как
ветру легко рассеивать пыль» (ТРАКТАТ НА ПСАЛМЫ, col. 258).
Положение о том, что душа идет в ад сразу после смерти (mox in infernum
descendere), стало догматом западной церкви в силу решения Второго
Лионского собора (1274). Однако тем самым фактически предполагалось
наличие двух судов над душой человека — двух «эсхатологий»: «малой,
персональной, и большой , всемирно-исторической» (ГУРЕВИЧ, 198), — что
вполне могло казаться — и казалось — чрезмерным. Поэтому некоторые
теологи (особенно протестанты) возвращались к идее отсрочки ада,
придавая ей новые формы. Так, английский теолог Джилберт Бёрнет (кон. 17
в.) полагал, что душа до момента страшного суда впадает в некий сон —
«психопаннихию»; к сходным воззрениям ранее склонялся и Лютер (БАУТЦ,
114). Многие мистики 17- 18 вв. также стремились избавиться от
чрезмерного, с их точки зрения, посмертного «малого суда»: так, член т.
н. филадельфийского общества И. В. ПЕТЕРСЕН полагал, что после смерти
происходит лишь предварительное разделение душ на два основных класса,
наказание же совершается только в момент Страшного суда (УОКЕР, 240).
|