|
Разнообразные и зачастую противоречивые соображения о месте ада
высказывались уже в междузаветной апокрифической литературе: так, 1
КНИГА ЕНОХА (которая сначала была даже включена в библейский канон)
помещает его то под землей, на востоке, в пещерах некой высокой горы
(22); ТО В огромной пустыне, где нет никакой земли (108:3). В Средние
века, безусловно, господствовала теория подземного расположения ада: он
понимался как закрытое пространство в центре земли; как полуокружность
под земным диском, симметрично отражавшая небесную арку над диском
земли; как пропасть или яма, имеющая открытый выход на земную
поверхность в отдаленном районе мира. Представления об аде как неком
далеком крае земли были менее распространены: Дж. Б. РАССЕЛЛ говорит, в
частности, о «малой традиции», помещавшей ад в «Исландии, чей
исключительный холод напоминал о месте вечных мук» (ЛЮЦИФЕР, 72). У
Данте ад образовался в результате падения Люцифера, который вонзился в
южное полушарие Земли и застрял в ее центре, физическом средоточии
Вселенной (Данте не разделяет мнения большинства теологов, считавших,
что падение ангелов произошло до сотворения земли и неба); земля в
северном полушарии, расступившись вокруг головы Люцифера, образовала
воронкообразную пропасть ада. Мильтон в отличие от Данте, учитывает, к
моменту падения ангелов небо и земля еще не сотворены, и потому помещает
ад «не в центре Земли..., но ; области тьмы кромешной, точнее — Хаоса»
(МИЛЬТОН, 23; предисл. к первой книге).
Связь дьявола с севером (7) Место обитания демонов) заставляла порой и
ад помещать где-то на севере, как это делает, например, БОНА-ВЕНТУРА
(КОММЕНТАРИЙ НА ЕККЛЕСИАСТ, 11:3). Иногда ад располагали на неком
острове: так, во французской поэме «Гион Бордосский» (13 в.) ад
расположен на острове, именуемом Moysant.
Ад, в соответствии с изложенной выше идеей взаимосозерцания грешников и
праведников, находится поблизости от рая, возможно, напротив него. Это
распространенное в Средние века представление поддерживается
апокрифическими текстами: ад на третьем небе, на севере, напротив рая (2
ЕНОХ. 10:1); «Откроется печь Геенны, и напротив — рай блаженства» (4
ЕЗДР. 7:35). Визионеру Бернольду ад представляется «темным местом», куда
«из соседнего места» доходят луч райского света и благоухания обители
отдохновения святых» (ГУРЕВИЧ, 220).
В 17-18 вв. имеют место попытки встроить ад в реалии, открытые новым
естествознанием. Одной из самых популярных теорий о местонахождении ада,
вполне серьезно обсуждаемой даже в энциклопедии Дидро и Далам-бера (в
статье МАЛЛЕ, 667), стала теория ТОБИАСА СУИНДЕНА, который, ссылаясь
одновременно на современные ему научные представления о Солнце и на
Апокалипсис («Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему
жечь людей огнем», 16:8), утверждал, что ад находится на солнце,
поскольку оно есть нескончаемое пламя и поскольку только там могут
поместиться все грешники. Нарисованная Суинденом картина отличается от
традиционного богословского ада тем, что в ней чередование крайностей —
огня и холода — заменено однообразием вечного поджаривания; однако
любопытно, что последователь Суиндена, священник и математик Уильям
Уистон, также озабоченный тем, чтобы найти аду место в новой
посткоперниканской Вселенной, исправляет этот недостаток: он считает,
что кометы должны рассматриваться как «ады», предназначенные для того,
чтобы переносить осужденных то в близость к Солнцу, где их жарит огонь,
то, напротив, в холодные и темные регионы — например, в орбиту Сатурна.
Так древнее представление об аде как чередовании огня и холода в
псевдорациональной форме возвращается в новую, уже «научную» картину
ада. В то же время кометы Уистона воскрешают в такой же
псевдорациональной форме традиционный атрибут адского пейзажа — колесо,
имеющее место еще в раннехристианском видении св. Павла .
|
|
|
|
|
|
|